Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Системно-деятельностный подход в детском саду

Системно-деятельностный подход в детском саду

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования.

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.

Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается,  познает весь опыт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, в профессиональной деятельности и др. А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность – будь то игра, проектирование или любое художественное творчество – необходима соответствующая развивающая среда. Все что окружает ребенка - помогает ему развиваться.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность, а так же и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, мы в детском саду используем системно-деятельностный подход.

В средней группе нашего детского сада я и мои дети совместно решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Маше разложить овощи и фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации использовались различные виды детской деятельности: познавательско-исследовательская, коммукативная, продуктивная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов.

Чтобы разложить овощи и фрукты по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи, фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи вместе с детьми рассматривали овощи и фрукты, находили их на картинках,  затем  загадывались  загадки, и дети отгадывали и  показывали соответствующую  картинку.

Дети   раскладывали овощи и фрукты по разным корзинам.

 

 Дети узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться семечки или косточки. Игровое упражнение «Сосчитай, сколько семечек в яблоке»

 

Угадывали на ощупь, что лежит в «чудесном» мешочке.

 

Показывали кукле Маше, как лепить морковку для зайчика.

 

На физкультуре вместе с детьми совершали «прогулку в огород», где собирали овощи в «корзинки».

 

Игровое упражнение «Найди спрятанный овощ и назови его»

 

Узнавали по вкусу, что это – овощ или фрукт, называли какой.

 

Музыкальная игра «Огородная хороводная»

Дети с большим интересом участвовали в разных видах деятельности, решали проблемные ситуации совместно с воспитателем и инструктором по физкультуре, пришли к выводу, что овощи растут на грядках, а фрукты – на деревьях, и что самое интересное -  они увидели эти овощи в супе.

Применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

                                                                Воспитатель средней группы №3

                                                                                           Тюхменева Л. Ю.

 

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (22.09.2014)
Просмотров: 5920 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]