Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Основные нормы речевого развития детей.
Основные нормы речевого развития детей.
 
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно: появление речи - один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ. 
К 1,5 - 2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; прилагательные; «большой» «маленький», реже «глаголы», личные местоимения. 
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т`] , [д`], [c`], [з`]. В этом возрасте возможно упрощённое произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «мокко» вместо молоко. К 2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!» 
К 3 годам ребёнок задаёт много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает меленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он произносит все гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]. Дети 3-х лет уже говорят развёрнутыми предложениями. 
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [c], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчинённые предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они яркие», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали. 
К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке. Высказывания становятся достаточно объёмными, улавливается определённая логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. 
В 6 лет, нормально развивающийся ребёнок, правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построение разных типов текстов. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи. 
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы шеи и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите ребёнка выполнять несколько упражнений (Выполнять не менее 10 раз): 
1. Поднять брови вверх. 
2. Сдвинуть брови. 
3. Надуть две щеки. 
4. Надуть две щеки по очереди. 
5. Втянуть две щеки. 
6. Толкать языком щёки. 
7. Толкать языком щёки по очереди. 
8. Проводить языком по кругу за губами. 
9. Пощёлкать языком. (Лошадка) 
10. Покусать кончик языка. 
11. Натягивать губы за зубы. 
12. Вытянуть губы в трубочку – растянуть в улыбке, показывая зубы. 
13. Вытянуть губы в трубочку – растянуть в улыбку, не показывая зубы. 
14. Рот широко открыть-закрыть. 
15. Рот широко открыть – наполовину закрыть – закрыть. 
16. Рот широко открыть, вытянуть язык вперёд – спрятать язык, не закрывая рта. 

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от одного года до шести лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
 
Важно придерживаться следующих правил: 
• Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка. 
• Желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу. 
• Общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь трудно произносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно обязательно объяснить ребёнку. 
• Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом. 
• Ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. 
• Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. 

Не забывайте развивать и мелкую моторику – малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет всё понятнее не только маме. Одновременно кисти рук приобретут подвижность, уверенность, движения не будут скованными, что так важно для письма.
 
С уважением учитель-логопед Коряковцева Галина Николаевна
Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (18.09.2016)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]