Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Обогащаем словарь детей.

Обогащаем словарь детей.

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие игры:                   

  1. Придумай слова, подходящие к другому  слову ( зима – снег, вечер – ужин).
  2. Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
  3. Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)
  4. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
  5. Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
  6. А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
  7. Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
  8. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
  9. Что можно сказать про солнышко, какое оно? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
  10. Что можно сказать про небо, какое оно? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
  11. Если   ярко светит солнце, какое оно? (Яркое) …
  12. Какой ручеёк? (Журчащий, поющий, звенящий, говорливый, бегущий).
  13. Какой бывает лист на дереве осенью? (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
  14. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  15. Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  16. Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
  17. Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей слова, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п.

С уважением учитель - логопед Бутько В.В.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (10.11.2016)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]