Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Нарушение речи: дизартрия.

Нарушение речи: дизартрия.

В последнее время дизартрия у детей - диагноз не редкий, давайте с ним познакомимся.

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, которое выражается в тяжелом нарушении речи: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

Речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».

Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.

Кроме того, у таких детей наблюдаются нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями.

Причины и факторы дизартрии:

  • гипоксия плода (кислородное голодание плода);
  • токсикозы беременности;
  • резус-конфликт;
  • соматические болезни матери;
  • травмы при родах;
  • патологическое течение родов;
  • асфиксия новорожденного;
  • гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);
  • недоношенность.
  • хронические заболевания матери: сердечно - сосудистые заболевания, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.
  • психические и физические травмы во время беременности.

Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

Основные симптомы дизартрии.

 Нарушение артикуляционной моторики:
- спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией;

Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Нарушено речевое дыхание,  голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными движениями.

Дети–дизартрики не умеют шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики. Им тяжело контролировать силу нажима карандашом, многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.  У большинства дизартриков плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения.

Коррекция дизартрии.

Целью коррекции является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие, сочетающее медикаментозную терапию и логопедическую коррекцию.

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.

Физиотерапевтическое лечение нормализует работу нервно-мышечного аппарата и нервной системы:

1. Электрофорез
2. Точечный и общий массаж
3. ЛФК
4. Лечебные ванны
5. Гирудотерапия
6. Пескотерапия.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и пазлов.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым. Дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, поэтому трудно прогнозировать результаты лечения. Но, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, можно добиться отличных результатов.

С уважением учитель – логопед Бутько В.В.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (23.05.2017)
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]