Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Как слушать ребенка.

Как слушать ребенка.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего — его послушать. Но надо, иначе, не так как мы привыкли.  Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же это значит -  активно слушать ребенка?

Пример:

   Мама сидит на скамейке в парке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

( не правильно:  - Ну ничего, поиграет и отдаст.)

      Ребенок собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту дурацкую шапку».

  Мама: Тебе она очень не нравится.

(не правильно: - Перестань капризничать, вполне приличная шапка!)

 

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Другими словами, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Ответы по способу активного слушания показывают. Что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее.
Такое сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.

Правила Беседы по способу активного слушания.

  • Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький. Присядьте около него, возьмите его на руки или колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.  

  • Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Дочка ( с мрачным видом): Не буду больше играть с Катей.

Мама: Ты на нее обиделась.

(не правильно:    -А что случилось?;  - Ты что, на нее обиделась?)

Фраза, оформленная, как вопрос, не отражает сочувствия.

  • Очень важно в беседе «держать паузу».  После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит.  Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
  • В вашем ответе также иногда полезно говорить, что, как вы  поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Так, ответ матери в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз

   Дочка ( с мрачным видом): Не буду больше играть с Катей.

  Мама: Не хочешь с ним больше дружить.

  (Повторение услышанного).

   Дочка: Да, не хочу.

  Мама(после паузы): Ты на него обиделась.

  (обозначение чувства)

  • Иногда у  родителей возникает опасение, что ребенок воспринимает повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «играть» мама заменила на слово «дружить».  Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка.  Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Результаты, которые дает беседа по способу активного слушания.

  • Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  • Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

 

Материал подготовила Быстрова Н.Л.

 

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (18.11.2015)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]