Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Как помочь гиперактивному ребенку?

Как помочь гиперактивному ребенку?

В последние годы многие родители, обеспокоенные поведением своих детей, обращаются за помощью к психологам, а далее – к врачам, которые ставят диагноз СДВГ ( или синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Что же это за заболевание? Раньше это заболевание называли ММД (или минимальные мозговые дисфункции, или ПЕП – послеродовая энцефалопатия). К сожалению, принятая сегодня терминология приводит к неправильному пониманию сути проблемы. Когда ребенка называют «гиперактивным», то невольно подразумеваются чрезмерная активность и  избыток энергии. Врачи и педагоги рекомендуют предоставить ребенку возможность больше двигаться, чтобы сбросить излишек энергии, т. е. отдать в спортивную секцию, кружок  танцев или хотя бы разрешить больше бегать на улице.

Однако одной из основных характеристик заболевания признается повышенная утомляемость, т. е. дети с СДВГ на самом деле энергетически бедны. Раньше использовались термины «двигательная расторможенность», «реактивность», а постоянную, хаотичную подвижность детей врачи объясняли тем, что из – за незрелости мозга, особенно переднее – лобных отделов, у ребенка еще не сформировалось произвольное торможение, поэтому он не может сдерживаться и невольно откликается на все внешние раздражители. Чем активнее окружающая ребенка обстановка (яркий свет, громкая музыка или разговоры, шум, суета, скученность, много народу, подвижные групповые игры), тем больше он вынужден на нее отвлекаться, и его поведение становится хаотичным и неуправляемым. К аналогичным результатам приводит и физическая усталость. После спортивных занятий и шумных игр ребенок продолжает бесцельно бегать, дерется, капризничает – остановить и успокоить его бывает очень трудно. Если же он падает от усталости и поэтому «успокаивается», то сознательно он уже давно ничего не воспринимает и ничего не помнит из того, что делал или ему говорили и чему учили. Активность окружающей среды и его собственная излишняя подвижность быстро истощают энергетические ресурсы ребенка, в результате какое – либо осознанное восприятие им ситуации, адекватное взаимодействие с детьми, понимание того, что ему пытаются объяснить взрослые, оказывается невозможным. В детском саду и в школе такой ребенок не может хорошо себя вести, пока не будет устранена причина заболевания.

Причиной заболевания не является незрелость мозговых структур – это причина поведенческих проблем. Основной причиной заболевания (около 90% случаев), т. е. причиной не зрелости мозговых структур, являются травмы, повреждения позвоночника (обычно получаемые во время родов), в результате которых пережимается позвоночная артерия  и блокируется полноценный доступ  кислорода и питательных веществ к мозгу, тем самым тормозится его созревание и ограничиваются энергетические возможности его функционирования. Позвоночник ребенка всегда травмируется при выправлении неправильного предлежания плода, обвитии плода пуповиной, в случае крупных размеров головы, при разнообразных акушерских вмешательствах ( выдавливании, выправлении плечиков и пр.), родовой стимуляции, скоротечных родах и пр. Позвоночник может быть травмирован и в первые годы жизни. Часто в медицинской карте ребенка это никак не отражается. При неполноценном кровоснабжении мозга темп созревания его подструктур замедляется и уже не  соответствует возрастным нормам, что негативно сказывается и на возможностях психического развития, в итоге восьмилетний ребенок ведет себя, как пятилетний. При травмах позвоночника нарушается и отток венозной крови, что проводит к повышению внутричерепного давления, головным болям, на которые периодически жалуется ребенок. Травмы определенных отделов позвоночника, при которых ущемляются отростки блуждающего нерва, приводят к таким типичным детским проблемам, как энурез, аллергии, нарушениям зрения, иннервации кончиков пальцев, т. е. «плохому» подчерку и пр. Любое медицинское лечение при травмированном позвоночнике не только бессмысленно, т. к. не устраняет причину осложнения в развитии ребенка, но и вредно.  Все предлагаемые лекарственный препараты оказывают разнообразные негативные влияния на рост и функционирование детского организма.  Медикаментозное лечение нацелено на минимизацию симптомов, но не устраняют причину заболевания.

Первое, что следует сделать – это выправить позвоночник и нормализовать кровоснабжение мозга. Для этого необходима квалифицированная помощь остеопата, или мануального терапевта, или невропатолога – ортопеда. Вторая задача стоит в том, чтобы укрепить позвоночник в правильном положении. Для этого необходимо ежедневно в течении 3 – 4-х месяцев делать соответствующий укрепляющий массаж и определенные упражнения. Если дефект позвоночника не выправлен, то занятия спортом и массаж вредны, т. к. закрепляют позвоночник в травмированном состоянии. Занятия спортом оказываются вредны еще и потому, что отнимают много сил. Однако в спорте гиперактивные дети успехов не добиваются, т. к. при замедленных темпах  созревания мозга появляются и функциональные нарушения, т. е. недостаточная согласованность в работе различных подструктур. Из-за этого у гиперактивного ребенка всегда проблемы с координацией движений, он неуклюж, задевает за все углы, роняет предметы. Точности и слаженности действий, которые требуются в спорте, он достичь не сможет, пока не нормализуется  работа его мозга.

Замедление темпов созревания мозга ребенка возможно и из-за химического отравления: если мама проживает в экологически неблагоприятном районе, страдает хроническими заболеваниями, в период беременности болела, принимала лекарства, а также были токсикоз второй половины беременности, угроза выкидыша, несовместимость по резус – фактору, общий наркоз или эпидуральная анестезия при кесаревом сечении и пр. То же отравляющее воздействие на мозг оказывают и заболевания первых 2 -3 лет жизни, если ребенок получал сильно действующие лекарственные препараты или наркоз. Однако от химического отравления организм может  освобождаться самостоятельно к 5-8 годам, если ребенок ведет здоровый, энергосберегающий образ жизни, не переутомляется, не болеет, не посещает различные развивающие занятия и спортивные секции, которые отбирают энергию, необходимую для восстановления нормальной работы мозга.

Что же нужно делать? Во- первых, грамотно (немедикаментозно!) лечить. Во – вторых, обеспечить ребенку здоровый, энергосберегающий образ жизни (т. е. разумный, размеренный режим дня, спокойную обстановку, не водить ни в какие кружки и секции, а все развивающие и  дидактические игры должны протекать дома  со спокойным взрослым). В – третьих, учить читать и рассуждать, т.е.  все усилия направлять на интеллектуальное развитие. Если гиперактивный ребенок не устал, находится в спокойной обстановке с терпеливым взрослым, то его поведение абсолютно нормально. Он может спокойно, часами заниматься тем, что ему нравится, играть в тихие игры, сидеть с книжкой или у компьютера, смотреть любимую  телепередачу. В спокойной обстановке он легко обучается. Идеальный режим обучения: 5 -7 минут работать и 3-5 минут отдыхать.

Если ребенку обеспечена спокойная, размеренная жизнь, то у него формируются автоматизмы организованного поведения, даже вопреки его заболеванию. Взрослые должны сами грамотно планировать  каждый день жизни ребенка, т.е. знать заранее, что и когда он будет делать, и набраться терпения и помогать ему во всем. Что значит «помогать ему во всем»? Это означает, что все надо делать вместе с ребенком. (Не за него, а вместе с ним.)

В заключении можно сказать, что современные методы медико-психологического вмешательства позволяют полностью избавить гиперактивного ребенка от проблем в течение 0,5 -1,5 лет.

 

Материал подготовила

педагог – психолог 

Быстрова Н. Л.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (13.12.2014)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]