Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи и начинать их исправлять. 

Основными нарушениями речи дошкольников является - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду. Для полной коррекции речевых нарушений – необходима совместная работа логопеда и родителей. Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.  Никакая работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений.

Рекомендации родителям:

Развивайте челюстные мышцы и мышцы языка, включая в рацион питания свежие овощи.
Разговаривайте с ребёнком на правильном русском языке, чётко и внятно, не используйте "детский язык".
Читайте ребенку короткие стихи и сказки.
Чаще разговаривайте с ребёнком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Не перегружайте ребёнка, занятие не более 15-20 минут.
Упражняйте в развитии мелкой моторики.
Развивайте у ребенка способность к различению звуков. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.  Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При затруднениях или неустойчивом различении звуков, ребёнок будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

 При нормальном речевом, развитии различение всех звуков доступно детям с двухлетнего возраста.

Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.

Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.

После достижения необходимого результата оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее можно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах.

Что же способствует правильному речевому развитию?

Правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, ему следует подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторит их за мамой. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка.

Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чтению в трёх- четырёхлетнем возрасте без его желания.

При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.

При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

Частые и продолжительные телепередачи перевозбуждают  ребёнка, что  способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех. Немаловажна психологическая подготовка ребенка, при неблагоприятной психологической атмосфере, результатов может не быть.

Логопед Бутько В. В.

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (19.03.2019)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]