Главная » Статьи » "Говорит воспитатель"

Как будет говорить ваш ребёнок, зависит от вас!

Как будет говорить ваш ребёнок, зависит от вас! 

В данной статье описаны периоды развития речи детей, причины задержки и нарушения речи детей в дошкольном возрасте.

Речь – функция головного мозга. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи – кора головного мозга, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического анализаторов.
У ребёнка процесс развития речи разделяют на три периода.

  • Первый (подготовительный). Он включает в себя крик, гуление и лепет. Криком младенец подаёт сигнал родителям, например, о том, что он голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам, типа «ау», «уа»), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей.
    Гуление – следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата-губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Гуление наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было контакта с матерью. К шести-восьми месяцам жизни малыш начинает лепетать, произносить звуки, типа «ма», «па», «ба», «на», «ди», «да» и т.п. Звуковой состав лепета – результат кинестетической настройки артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребёнок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, всё ли в порядке у младенца со слухом.
  • Во втором периоде, примерно, с восьми-девяти месяцев, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным пальцем «отвечать» на вопросы «где мама», «где папа, деда?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов ещё нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ма-ма-ма, ба-ба-ба..) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов ещё несовершенно, ребёнок вкладывает в них определённый смысл. К году ребёнка появляются звукоподражательные слова, типа: ав-ав, би-би.
  •  В третьем периоде, когда ребёнку исполнился уже год, малыш уже понимает обращённую к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый с интонацией требования, которые означают: назови. Ребёнок может настойчиво перемещать указательный пальчик с одного предмета на другой, по несколько раз возвращаясь к уже «пройденным» предметам, пока не насытится сознанием того, что разные предметы имеют разные названия. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребёнка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Наконец, наступает период, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («мама, дай»).

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте.
Если ребёнок родился здоровым, задержка речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невниманием к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом. Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосёт грудь, жуёт. Нарушение речи вызывают разные причины: врождённые аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса, психическая травма и др. Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребёнка-левши всё делать правой рукой.
Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребёнка приходится на возраст до трёх лет.

С уважением учитель-логопед Коряковцева Галина Николаевна

Категория: "Говорит воспитатель" | Добавил: Модератор (21.02.2020)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]